Самообразование

Игра "По порядку становись"


Подвижная игра "Раз,два,три:в круг беги!"


Игра "Собери одинаковые предметы"



Игра " Собери сказку"



Презентация на тему:










Рекомендации для родителей по формированию познавательного интереса к предметному миру:

1. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов - это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы;
2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно;
3. Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него;
4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое - важное и ценное качество;
5. Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию;
6. Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать;
7. Не смейтесь над ребенком, задавшим слабый вопрос: он имеет право на ошибку.
Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Старший дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.
Оказывать детям поддержку необходимо в случае затруднений, которая  заключается в различных видах помощи.  
Стимулирующая используется в условиях низкого познавательного интереса ребенка, недостаточной произвольности поведения.
Направляющая  предъявляется в связи с несовершенством владения средствами и способами деятельности ребенка, сниженной способности планировать последовательность выполняемых действий. 
Обучающая  применяется в ситуациях, когда предыдущие виды помощи не оказались достаточными.Где стимулирующая помощь является наименьшей дозой помощи ребенку, а обучающая – наибольшей.
На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи: приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, логические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через логико - математические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики. 
Дети самостоятельно обобщают свой собственный опыт и, в большинстве случаев, могут использовать его при решении новых задач, т.е. способны ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они стремятся анализировать эти условия. Кроме того,  дети научились включать речь в процесс решения мыслительных задач, что позволяет планировать свои действия, учитывая заданную систему условий.


Консультация «Играем палочками Кюизенера в сказки»

Как вы читаете сказку? По ролям? Разными голосами? Возможно, даже показываете домашние театральные представления, используете пальчиковый театр. А можно для обыгрывания сказок использовать палочки Кьюзенера.

Например, сказка Сутеева «Под грибом». Ее очень легко показать на палочках. Мама рассказывает сказку, а ребенок «играет» за каждого персонажа.

В сказке все герои появляются от меньшего к большему. Именно это хорошо обыгрывается палочками.

В сказке «Три поросенка» все поросятки одинаковые, розовенькие. Предложите ребенку найти три одинаковые розовые палочки и выбрать волка. Далее можно строить домики для каждого из поросят, а волк пусть их «сдувает».

Аналогично обыгрывается сказка «Волк и семеро козлят». Козлятки маленькие, беленькие и одинаковые. И их семеро. Тренируем счет.

Если опять вернуться к теме «большой-маленький», то нельзя не вспомнить о русских народных сказках. Например, в сказке «Репка» герои появляются от большего (деда) к меньшему (мышке).

В сказке «Красная шапочка» мы сталкиваемся с понятиями «длинный-короткий». Но сначала предложите ребенку выбрать главных героев. Красной шапочкой может быть красная палочка, а волком – черная. Очень хорошо выкладывать дорожки из палочек. Для волка из коротких палочек, для девочки из длинных.

Очень интересно обыграть сказку «Очень голодная гусеница». Сначала гусеница была маленькая, потом она ела-ела и стала большой. Каждая следующая съеденная палочка (в нашем случае белые палочки) будет прибавлять длины нашей гусенице. И гусеница станет большой. Далее можно предложить ребенку найти подходящую по длине палочку-гусеницу.

Гусеница превратилась в прекрасную бабочку. Давайте сложим ее из палочек и заодно познакомимся с симметрией. Мама может выложить одно крыло, малыш – другое.

Можно еще вспомнить о сказках "Теремок", "Три медведя", "Три котенка" и так далее.

 


Открытое мероприятие по самообразованию:
"Тропинка здоровья"













Открытое мероприятие по самообразованию:
"Путешествие в волшебную страну математики"






























В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации в познавательном развитии детей недостаточно научить их счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить. В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы –  палочки Кюизенера, логические блоки Дьеныша и др. Эти пособия отличаются своими особенностями: универсальность, абстрактность, высокая эффективность. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.

В нашей группе создан математический центр под названием «Занимательная математика»



В математическом центре присутствует занимательный математический материал, который находится в свободном доступе для детей. Это игры на развитие внимания, логического мышления, памяти: «Цифры», «Арифметика на магнитах, «Посчитай-ка», «Учим цифры», лото «Математика», тренажер на развитие внимания, электровикторина «Я читаю, я считаю», «Логика», магнитная мозайка, «Набор для счёта, измерения, исследования», геометрический танграм, игры со шнуровками, счётные палочки, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.









В своей работе мы используем  следующие пособия и схемы



В течении учебного процесса с детьми мы разработали  картотеку разнообразных игр












Картотека игр по развитию математических представлений для занятий дома с родителями

        Уважаемые родители! Мы хотим предложить вам ряд игр, которые можно использовать для занятий с детьми дома. По вашему мнению, что такое игра для ребёнка? Как вы считаете, вы хорошо осведомлены об интересах вашего ребёнка, вы знаете, с чем ему хочется играть? Выберите игрушку, которая могла бы, по вашему мнению, заинтересовать вашего ребёнка (ранее предлагалось проделать тоже детям).

       Прежде чем мы начнём играть, давайте поближе познакомимся. Встанем в круг, и будем отвечать на вопрос, передавая друг другу мяч. « Меня зовут ... А вас?(продолжать до тех пор, пока мяч не обойдет круг)

       В детстве меня звали …

       Моя любимая игрушка….

       Мое любимое блюдо…

       А теперь мы вам покажем игры, в которые с удовольствием будут играть ваши дети.

       1. «Четвёртый лишний».

       Ребёнку предлагается три игрушки, сходные по одному признаку (цвет, форма, назначение) и один предмет, отличающийся от остальных. Предлагается исключить лишний предмет.

       2. «Что пропало; что изменилось»

       Предъявляется несколько игрушек (от 3 до 5) и предлагается ребёнку назвать и запомнить их. Затем незаметно убирается одна из игрушек. Ребёнок должен определить какая из игрушек пропала или поменяла место.

       3. «Через ручеёк»

       На полу выложены вырезанные фигуры, различающиеся цветом и формой. Ребёнку предлагается перейти на другую сторону ручейка по синим камушкам (только по красным кирпичикам и т.д.)

       4. «Кто позвал?»

       Игра на развитие слухового внимания и памяти. Завязать ребёнку глаза, или попросить отвернуться, один из находящихся в комнате знакомых людей зовёт ребёнка по имени. Ребёнок должен угадать, кто его позвал.

       5. «Найди игрушку»

       Изготавливается «пальчиковый бассейн»: любая большая коробка, в которой насыпана крупа или фасоль. В «пальчиковый бассейн» прячется любой мелкий предмет. Ребёнку предлагается найти его и определить на ощупь что это.

       6. «Что услышал?»

      За ширмой проделываются различные действия, сопровождаемые специфическими звуками (переливание воды, шуршание бумаги, стук ложки и т. д.)ребёнку предлагается на слух определить какое действие производят.

       7. «Что я загадала?»

       Перед ребёнком выкладывается несколько игрушек. Взрослый описывает характерные признаки одной из них. Ребёнку предлагается найти и назвать эту игрушку.

       8. «Покачай мишку»

       Эта игра на развитие диафрагмального дыхания. Ребёнок ложится на ковёр, взрослый ставит на животик ребёнку игрушечного мишку или зайца и т. д. и предлагает «покачать» его: надуваем животик, опускаем.

       Эти игры вы можете использовать дома в общении с вашим ребёнком.

Консультация для родителей
«Математика – это интересно»

Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10, до 20. Начиная считать, он торопиться, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребёнок механически повторяет всё сказанное за ними. Встает вопрос: Действительно ли ребёнок умеет считать? Конечно, нет. Здесь на лицо механическое запоминание числительных, за которым нет главного понимания. Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Особенно остро встает этот вопрос сейчас, когда перед педагогами и психологами поставлена задача создать предпосылки для перехода на обучение детей с 6 летнего возраста. Дошкольника необходимо учить так, чтобы мир, окружающий его, становился понятней.

Родители призваны помочь ему в этом, показать существенные взаимозависимости, учить рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Заметим, что большинство родителей, прежде всего, учат детей считать до 10, 20 и больше. Придется огорчить их. Чаще всего такие знания детей являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил названия и порядок числительных, натренировался в так называемом отвлечённом счете. Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах.

Как же следует учить ребёнка считать? Как добиться, чтобы счёт для него был не набором слов, заученных в определённом порядке, а оставался бы на понимании смысла числа? Ещё в младшей группе ребёнок научился определять разное количество предметов словами «один» и «много». В возрасте от 4 до 5 лет программой детского сада предусмотрено обучение счёту до 5 на основе сравнения 2-х множеств. Так, например, имея однородные игрушки, можно показать детям, что мы имеем много зверюшек, но среди них 2 зайца меньше чем 3 медведя; 1 лисичка меньше чем 2 зайца. Есть много кукол. Предложите узнать: «Больше маленьких кукол или больших». Знакомство с каждым новым числом осуществляется на основе сравнения 2-х множеств. Вы ставите два ряда предметов так, чтобы каждый из них находился строго один под другим. Ребёнок, сравнивая количество предметов, без счета определяет, где их больше, а где их меньше. После этого вы называете новое числительное. Зелёных кубиков – 1, а красных кубиков – 2. 2 больше, чем 1, 1 – меньше, чем 2. Таким же способом познакомите ребёнка с числами 3, 4, 5.

Не забывайте: наша цель сформировать у ребёнка к началу школьного обучения понятие о числительных, о натуральном ряде чисел, а не просто научить считать. Для счёта надо брать предметы без отвлекающих деталей, предметы должны быть взаимосвязаны (ёлочки - грибы), (бабочки – цветы). Предметы должны быть знакомы детям: пуговицы, палочки и т.д., (без украшений). Покажите детям, что считать предметы удобнее правой рукой в направлении слева – направо, во время счёта каждое слово – числительное надо соотносить только к одному предмету (считаемые предметы не называют), показ воспитателя. Очень важно научить ребёнка понимать, что «три» в данном случае не к названию последнего предмета, а ко всей сосчитанной группе предметов. Нужно называть предметы, согласуя их наименование с числительным в роде, числе и падеже: «Здесь 2 кубика», «Всего 3 яблока», «На карточке 5 грибов». С начало называют числительное потом существительное. Когда ребёнок учиться считать предметы, он может их передвигать рукой. Затем можно перейти к счету без движения рукой – зрительно.

Для упражнений в счете можно брать разный наглядный материал: игрушки, позже – геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Упражнения нужно разнообразить, ставить разные задачи. Например: взрослый ставит на стол 2 матрёшки и 2 пирамидки. Спрашиваете: «Сколько здесь матрёшек? Сколько здесь пирамидок?» «Каких игрушек больше? Меньше? Как сделать, чтобы пирамидок стало больше? (делает) Сделай? Сколько стало пирамидок? Каких игрушек теперь меньше? Почему? Как сделать, чтобы игрушек опять стало поровну». Подобные упражнения можно провести с разными игрушками, на улице и с природным материалом: веточки, шишки, камешки, палочки и т.д.

Главное внимание уделяйте действиям детей, тому, как они отвечают на поставленные вами вопросы. Не торопите ребёнка и сами не спешите подсказывать. Пусть ребёнок развивает своё мышление, приучается к самостоятельности.

Покажите детям, что число не зависит от величины предметов (2 взрослых стула и 2 детских стула, 3 больших и 3 маленьких кукол). Дети нередко связывают количество предметов с их пространственным расположением, думают, что если какие – то вещи занимают много места, то их по количеству больше, чем тех, которые занимают мало места. Нужны такие упражнения, когда вы предлагаете ребёнку считать 2 группы предметов, по-разному их расставляйте.

Например: в верхнем ряду 3 ёлочки, далеко расположены друг от друга, а в нижнем ряду 4 грибка – близко расположены. Чего больше грибов или ёлочек? Как это можно узнать? Сосчитать, а можно и по-другому: поставить под каждую ёлочку один грибок и т. д. учите ребёнка отсчитывать или приносить указанное вами количество предметов: отсчитай 3 пуговицы, принести столько же кубиков, сколько я поставила на стол? Принеси столько же пирамидок, сколько ёлок я нарисовала? Полезно считать предметы на ощупь, с закрытыми глазами (сколько картофелин в миске? Сколько ягод мама положила в руку и т. д.). с удовольствием дети будут считать и звуки: Сколько раз хлопнула в ладоши? Сколько раз стукнула палочкой в барабан? Положи столько кубиков, сколько звуков услышишь? Надо считать вслух – 1, 2, 3.

Для закрепления количественных представлений детей поиграйте с ними в следующие игры:

·         «ЧТО БЫВАЕТ ПО 2?

Цель игры: упражнять детей в счёте до 2.

На стол положите 15 – 20 палочек. Взрослый и ребёнок поочерёдно называют те предметы, которые всегда бывают только по 2 (ботинки, чулки). За каждый правильный ответ играющий берёт со стола 2 палочки.

Правила игры:

1. Если ответ неправильный – палочки брать нельзя.

2. Выигранные палочки каждый играющий отсчитывает самостоятельно.

3. Игра заканчивается, когда на столе не останется палочек, тогда играющие сравнивают приёмом приложения палочки и определяют победителя.

Игру можно упростить: называть предметы, которых может быть 2: огурцы, карандаши и т.д.

Усложнить: называть то, чего не бывает по 2: лапок у кошки, носов у человека, ножек у табурета.

Когда ребёнок познакомится с другими числами, моно провести аналогичные игры: «Что бывает по 3, по 4».

·         «ПОРУЧЕНИЕ»

Цель игры: упражнять детей в умении отсчитывать предметы по названному числу.

Взрослый называет знакомое ребёнку число, ребёнок приносит такое же количество игрушек. Затем число называет ребёнок, а поручение выполняет взрослый. Правильность выполнения задания проверяет тот, кто его дал. За каждое правильно выполненное поручение играющий получает фишку (мелкий предмет). После игры сравнивают количество набранных фишек и определяют победителя.

Правила игры:

1. Число называют только один раз.

2. Тот, кто неправильно выполнил поручение, выполняет его вторично. Взрослому нужно ошибаться, но не более, чем на единицу (принеси 5 предметов вместо 4).

Продолжайте учить детей различать и словесно обозначать величину предметов. Если ребёнок хорошо сравнивает по величине 2 предмета, упражняйте в сравнении по величине 3 предметов.

Главное внимание следует направлять на величину среднего предмета. Хорошо вам поможет сказка «Три медведя». Спросите у ребёнка: Кто самый большой? Кто самый маленький? А какая по величине Настасья Петровна? Предложить подобрать для них стулья, посуду. Покажите ребёнку 3 цветных карандаша разной длины. Спросите о среднем карандаше. Какой он по длине? (Средний) Длинный, короткий, короче, длиннее – знакомите с этими понятиями.

Сравните толщину книг в разных обложках. Ребёнку будет легче объяснить о какой книге идёт речь.

Учите ребёнка располагать предметы в порядке убывания их величины: большой, поменьше, самый маленький, затем в порядке возрастания. Для закрепления представлений детей о величине можно использовать лепку, рисование, аппликацию.

Примерные задания: вылепи три грибка разной величины, нарисуй высокое и низкое дерево, из кругов разного размера наклей пирамидку и т. д. поиграйте с детьми в следующие игры:

·         «МАГАЗИН»

Цель игры: упражнять детей в умении различать величину предметов, активно использовать в речи слова: длинный – короткий, низкий, широкий, узкий, большой – маленький.

Для игры подбираются игрушки и предметы разных размеров, например: большая и маленькая куклы, длинная и короткая ленты, широкая и узкая кроватки, высокая и низкая кастрюльки. Взрослый - продавец, ребёнок – покупатель. Чтобы купить игрушку, ребёнок должен назвать её величину: «Дайте, пожалуйста, длинную линейку», «Мне нужна высокая пирамидка» и т. д.

Основное правило игры: игрушка или вещь выдается покупателю только в том случае, если указана её величина.

·         «РАСТАВЬ ПО ПОРЯДКУ»

Цель игры: упражнять детей в умении расставлять предметы в порядке убывании или возрастания их величин.

На столе должно быть 10 – 15 предметов разной величины (кольца, пирамидки, матрёшки, бумажные кружки). По сигналу взрослый и ребёнок берет по одному предмету и раскладывает их по величине (от самого маленького до самого большого и наоборот ). О порядке расположения договариваются заранее. Выигрывает тот, кто, располагая предметы в ряд, сделал меньше ошибок и закончил свой ряд быстрее.

Правила игры:

1. Брать в руку по одному предмету.

2. Выбранный предмет нельзя класть обратно, но можно изменить его местоположения в своем ряду.

Дети уже знакомы с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Закрепляйте знания детей о форме в разных видах деятельности: предложите нарисовать квадратный платочек, прямоугольное полотенце, четырёхугольный и треугольный флажки. Учите детей правильно называть формы, которые используются при строительстве: куб, цилиндр, шар.

Для закрепления геометрических представлений детей поиграйте в следующие игры:

·         «НАЙДИ ТРЕУГОЛЬНИК»

Цель игры: упражнять детей в умении различать треугольник среди других геометрических фигур. У каждого играющего перед началом игры 15 – 20 разных геометрических фигур, среди которых 8 – 10 треугольников. По сигналу играющие выбирают треугольники и раскладывают их в ряд. Выигрывает тот, кто первым выбрал все треугольники. Игру можно изменить: выбирать квадраты, прямоугольники, круги.

·         «КТО БЫСТРЕЕ»

Цель игры: упражнять детей в различении знакомых геометрических фигур.

До начала игры у каждого играющего 10 – 20 штук разных геометрических фигур. Их смешивают и закрывают листом бумаги. По сигналу каждый играющий открывает свои фигуры и раскладывает их в ряд: ряд квадратов, ряд – кругов и т. д. Выигрывает тот, кто, быстрее без ошибок выложит 4 ряда.

Правило игры: начинать выкладывать фигуры только после сигнала.

Продолжайте упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве. Удобнее всего это делать в повседневной жизни, придав упражнению игровой характер или форму поручения: «Подойди к серванту и принеси ту чашку, что стоит справа», «что ты видишь справа от себя?» и т. д.

Следует учить детей ориентироваться во времени, различать части суток (утро, день, вечер, ночь); пользоваться словами: сегодня, вчера, завтра, быстро, медленно.

Обратите внимание детей на смену частей суток: наступает вечер, скоро будет ночь, завтра пойдем в кино. Эту книгу мы читали вчера.

К 5-ти годам дети должны различать и называть: круг, квадрат, прямоугольник, независимо от размера или цвета фигур. Различать и называть шар, куб, цилиндр, правильно пользоваться словами, обозначающими пространственные направления и время.

Если хотите научить ребёнка считать, купите 3 вида мелких игрушек по 10 штук (уточки, грибки и т.д.) или наберите из природного материала (шишки, орехи, жёлуди, камешки).

 




Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии ...


Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии ...




Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии ...


                                    
Палочки Кюизенера: описание методики, схемы, фото и видео

Развитие логико-математических способностей. Блоки Дьенеша.


Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии ...




Консультация для родителей
«Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Цель: использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера по математическому развитию дошкольников.
Задачи:
1.      Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
2.      Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.
Материал: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, схемы, символы свойств, карта «Довези машину до гаража», 4 обруча, методическая литература.
Ход
Уважаемые родители! В своей работе по развитию интеллектуальных способностей мы используем логические блоки Дьенеша, всемирно известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика». Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: по форме, цвету, размеру и толщине.
Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».
Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой».

Игры с блоками Дьенеша для детей  2 младшей группы (3-года)

1.      Покажите блок такого же цвета как этот.
2.      Найди блок такой же формы.
3.      Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме..
4.      Более сложный вариант: Найди такую же фигуру, как эта по цвету и форме, но другого размера.
5.      Можно использовать  задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить фигуры так, чтобы у мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.

 Игры с блоками Дьенеша для детей средней группы (4-5 лет)
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, дети выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).
Усложняется работа по схемам по стрелочкам:
1.      Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок (показ карточек - приложение 1).
2.      Игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.
3.      В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?

Игры с блоками Дьенеша
для детей старшей и подготовительной группы
В  этом возрасте ребенок уже может описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? Ответ: он не красный, не синий, некруглый, не треугольный, не квадратный, не толстый, не маленький.
Игра «Угадай-ка»
Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает: «Эта фигура квадратная?».  Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – «Она красная?». Нет. Убирает красные фигуры.
Игра «Спасатели»
Сейчас я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» - подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам (приложение 2).
Подвижная игра «Посадим красивую клумбу»
Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.
Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада. На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует
 признаку этого блока. Если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Можно ли  использовать  блоки Дьенеша в других играх?  В каких?
1.      В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
2.      Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).
3.      В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» - деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками. «Почта»  - адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками,  «Поезд» - билеты, места.
Палочки Кюизенера – это дидактический материал, который придумал известный математик из Бельгии Д. Кюизенер в 50-е годы ХХ века.
Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки - призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочки, тем большее значение числа она выражает.
Материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет:
1.      Различать и классифицировать по цвету
2.      Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда
3.      Освоить прямой и обратный счет
4.      Делить целое на части
5.      Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины
6.      Развивать пространственные представления
7.      Овладеть арифметическими действиями.
На I этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и в ходе игры знакомятся с цветом, размерами и формами.
На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом.
В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,», деление целого на части,
 измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Дети начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления, осваивают пространственные отношения («слева направо», «слева», «справа», «выше, чем…» «между», «перед», «после» и др.).

Упражнения с палочками Кюизенера
1.      Постройте дорожку (синюю, желтую и т. д.)
2.      Подарите мишке желтые, а зайчику синие палочки.
3.      Постройте цыплятам низкий, а котятам высокий заборы.
4.      Постройте геометрические фигуры квадрат, прямоугольник.
5.      Постройте заборчик из 5 палочек, начиная с белой палочки. Назовите числа в прямом и обратном порядке.
Суть счетных палочек– помочь ребенку познать основы математики и сделать это познание увлекательным!   Технология универсальна: помимо эффективности формирования элементарных математических представлений, она развивает мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулирует воображение, приучает к порядку.
Игры при ознакомлении с цветом
(различать цвет, классифицировать по цвету).
Игровое упражнение «Цвет и число»
Педагог предлагает построить необычный поезд - из цветных палочек. Например, розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета.
«Как разговаривают числа»
Педагог сообщает, что числа умеют разговаривать. Но разговаривают не словами, а знаками. Затем предлагает детям взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую - голубого.
-что нужно сделать, чтобы числа сравнить?
Педагог подводит детей к выводу, чтобы сравнить числа,  нужно наложить палочки друг  на друга.
-Я больше тебя – говорит число 4 числу 3
-Я меньше тебя – говорит число 3 числу 4..
"Назови число - найди палочку".

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.
Ход игры: Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
«Поезд»
Педагог просит детей составить поезд от самой короткой до самой длинной и задает вопросы:
-сколько вагонов у поезда?
-какой по порядку голубой вагон?
-какой четвертый по счету?
-какой вагон между белым и голубым? И др.
Игровое упражнение «Покажи, как растут числа»
Цель: ознакомление детей с последовательностью чисел натурального ряда.
Педагог рассказывает о том, что растут деревья, цветы, дети. Числа тоже «растут». Что сделать, чтобы увидеть, как растут числа?
·         Карточки с цифрами разложить в порядке возрастания.
·         Построить числовую лесенку.
·          Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

Можно использовать палочки для выкладывания различных изображений, замещая конструкцией реальный предмет. Темы изодеятельности можно перенести  в игру с палочками. Например, сказочный дом не только рисовали, но и выкладывали из палочек.
Заданий может быть огромное количество, всё зависит от вашей фантазии и фантазии ваших малышей.
А теперь возьмите по одной палочки любого цвета. Они скажут мне о вашем настроении.
Красный, розовый, бордовый - человек, выбирающий этот цвет в данный момент активен, уверен в себе и полон решимости.
Оранжевый - предпочтение этого цвета говорит о приподнятом настроении. Оранжевое настроение характеризуется радостью, весельем, предвкушением чего-то хорошего. 
Желтый - если вы выбрали данный цвет, то в данный момент можете испытывать потребность в общении и получении новых знаний и информации. В этом состоянии легко решать поставленные задачи.
Синий, голубой - этот цвет говорит о спокойствии и умиротворении. В данный момент вы можете быть погружены в себя или испытывать симпатию к кому-то или чему-то.
Фиолетовый - это цвет вдохновения. Кроме этого фиолетовое настроение обостряет интуицию, поэтому если в данный момент у вас есть какие-либо предчувствия, то стоит им довериться.
Белый - этот цвет может говорить об усталости, но не физической, а скорее, эмоциональной.
Черный - это противоречивый цвет. С одной стороны он говорит о чувстве защищенности и стабильности, с другой – о грусти и подавленности. Выбор черного цвета говорит о напряжении или переживании стресса.




Консультация для родителей
Развитие математических представлений у детей младшего возраста с использованием  палочек Кюизенера и блоков  Дьенеша

Родители во все времена большое внимание уделяли игрушкам не развлекательного характера, а развивающего. С самого раннего возраста важно заниматься с ребенком: учить его различать цвета, времена года, считать предметы, улучшать память, внимание. Благо для этого сегодня есть огромное количество развивающих пособий, которые объединяют обучение и игру.

Почему так полезны эти развивающие методики?
«Я гуманитарий», - можно часто услышать от уже взрослых людей, которые не сильны в математике. Зачастую проблема кроется не в способностях, а в том, что их мало знакомили с этой наукой в раннем возрасте. Математика вполне может быть интересным, увлекательным и веселым занятием. Венгерский педагог Золтан Пал Дьенеш и бельгийский учитель Джордж Кюизенер развеяли стереотип о людях-техниках и гуманитариях, разработав свои авторские методики раннего обучения. Они представляет собой набор логических блоков, которые позволяют творчески подойти к изучению математической науки, развить внимание и логические способности. Кубики Дьенеша и блоки Кюизенера помогают малышам в игровой форме познакомиться с цветами, геометрическими фигурами, их размерами, понять, что такое «каждый», «через два», что больше или меньше. Эти развивающие пособия увлекут маленьких непосед и даже заинтересуют взрослых.
Для какого возраста подходят эти методики. Обычно эти наборы используют для игр с детьми от двух то семи лет. Но все зависит от развития ребенка. Если вы считаете малыша очень смышленым, то можно попробовать предложить эти блоки уже в год. По разным причинам бывают задержки в развитии, тогда эти наборы подойдут для ребенка и восьми-девятилетнего возраста.

Ребёнок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик неискушённых взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования.
Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Никитина, логические блоки Дьенеша, счётные палочки Кюизенера и др., расширяя горизонты мирового образовательного пространства.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Комплект состоит из 10 пластмассовых призм различных цветов и размеров.
В семейство «красных» входят числа 2, 4, 8, т. е. кратные двум.

 В семейство «синих» входят числа 3, 6, 9,т. е. кратные трем;
В семейство «желтых» входят числа 5,10, т. е. кратные пяти;
Наименьшая палочка в наборе имеет длину 1 см и является кубиком.
Блок белого цвета — целое число, укладывается по длине любой палочки.
Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать математические понятия. 

Палочки Кюизенера позволяют решать следующие задачи:
• Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету).
• Познакомить с понятием величины, длины, высоты, (упражнять в сравнении предметов).
• Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда.
• Освоение прямого и обратного счета.
• Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших).
• Усвоить отношения между числами (больше - меньше на.)
• Познакомить со свойствами геометрических фигур.
• Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
• Развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику.
Использовать метод Кюизенера довольно просто. В этом и прелесть. А еще одно преимущество состоит в том, что использовать игровые материалы можно уже с детьми от 1 года и проводить занятия на развитие внимания, памяти, мышления, речи, логики. Палочки выступают для ребенка просто игрушками.
Важно, что действия с палочками производятся ребенком сначала бесцельно, а затем приобретают смысл и конечную цель. Из них можно построить любую конструкцию, сложить их в виде пирамиды или разместить как столбики.
Занятия нужно проводить ежедневно. Для детей раннего возраста коробку для материалов лучше сделать в виде контейнера с отдельными секциями для палочек одинакового цвета и размера.
По окончанию работы малышам самим придется расселить всех «жителей» по их домикам, а этот процесс, в свою очередь, поможет сформировать у детей чувство ответственности и необходимость порядка.
Начинается любая игра со знакомства. Для начала предложите малышам посмотреть, что за посылку им прислал сказочный герой. Пусть сами распечатают коробку с игрой. Обратите их внимание на то, что палочки живут каждая в своем домике и им этот домик очень нравится. Они очень веселые и любят встречаться все вместе, чтобы поиграть, но непременно возвращаются к себе в домик.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам (цвету, размеру, сооружению из них построек, различных изображений на плоскости).
В результате дети осваивают состав комплекта, цвета соотношения.
Задания
- Найдите палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?
- Выложите чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).
- Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока





ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
Задания
- Выложите высокий (низкий забор, лесенку).
- Выложите любое изображение.
На данном этапе используется альбом «Волшебные дорожки», в котором предлагаются увлекательные задания с палочками.
Дети очень любят сказки, и на 3 году жизни они знают хорошо несколько. Среди сказок выбираем хорошо знакомую малышу и проигрываем ситуацию с героями. Например, «Колобок».
Сначала можно выложить дорожку для Колобка из палочек желтого цвета (румяный и поджаристый Колобок, затем построить схематически домики для зверей, с которыми встретился Колобок. У Зайца будет домик меньше, чем у Волка, а у Медведя – самый большой. Сравнить эти домики и обратить внимание малыша на то, что больший домик мы строили из палочек большей длины и т. д.
Когда ребенок освоит комплект палочек, они выступают как пособие для маленьких математиков.

Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Задания
- Найдите в наборе самую длинную и самую короткую палочку.
- Выложите несколько палочек. «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
- Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.
- Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.
- Положите голубую и розовую палочки. На сколько голубая палочка длиннее розовой?
Такие задания с палочками позволяют освоить понятия величины, длины, предметов.

Рассмотрим возможности палочек при освоении детьми пространственных отношений.
- Выкладывайте палочки, следуя инструкциям: положите красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т. д.
- Выложите башню, используя по одной палочке каждого цвета. Какая палочка лежит выше (ниже) других? Какая лежит над черной, голубой (под бордовой) Какая по цвету палочка, если она лежит между голубой и оранжевой?
- Положите синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.

 Палочки Кюизенера позволяют знакомить детей со свойствами геометрических фигур.
Задания
- Выложите из красных палочек квадрат и прямоугольник. Чем отличаются фигуры?
- Рассмотрите образец и по памяти выложите из палочек фигуру.
- Выложите четыре белые палочки, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - или 2/4?
Следующим этапом в работе с палочками Кюизенера является
развитие количественных представлений и освоение счета.
Задания
• Выложите лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
• Выложите разное количество голубых и красных палочек. Каких больше - меньше? Использовать разные способы сравнения.
• Найдите палочку соответствующую числу (1 - белая, 2 - розовая и т. д.). И наоборот.
• Выложите синюю палочку. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
Игры с палочками Кюизенера
Игра «Мы строители». Смотрим по уровню развития ребенка. Начинать можно с простых фигур. Построить, например, домик. Попросить ребенка построить:
Такой же дом
Больший (меньший) дом
Синий дом (розовый, зеленый)
Игра «Закончи рисунок». Обучение малыша вообразить конечный результат и закончить картинку. Взрослый выкладывает половину рисунка, разделив картинку осью посередине. Задача ребенка – дополнить рисунок такими же элементами и закончить картинку. Это могут быть различные предметы, например, тарелка, мяч, кувшинчик и т. д.
Игра «Кто самый внимательный». На развитие внимания, памяти. Положить перед ребенком несколько палочек (до 3-4 для начала, представить, что это конфеты. Пусть посмотрит на них и запомнит. Затем попросите его отвернуться, уберите одну палочку, ребенок повернется и должен сказать, какую «конфетку» вы съели.
Игра «Составь узор». На занятии развивается творческое воображение, слуховое восприятие, пространственное мышление, речь. Вы вместе составляете узор. По очереди называете палочку, которую нужно взять и указываете ее место в узоре. Следующим ходом ребенок тоже дает вам подобные задания.
Игра «Найди и покажи». Развитие логического мышления. Здесь как угодно разнообразно можете придумывать задания. Тоже лучше чередовать задания с ребенком. Например, найди палочку короче синей, но длиннее красной. Или покажи палочки, которые можно разместить между розовой и желтой.
Игра «Выложи предмет по образцу». Это занятие предполагает полную свободу действий и полет фантазии. Сначала можно действовать по просьбе взрослого: сложи
 слона, девочку с корзинкой, троллейбус с красными окошками и т. д. А потом можно составлять, что хотите.
Таким образом, использование палочек Кюизенера позволяет ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.
 Хотим познакомить вас с ещё одним уникальным материалом, который даёт возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения - это логические блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Дидактический набор состоит из 48 объемных геометрических фигур.
Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: формой, цветом, размером и толщиной.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Игры с логическими блоками позволяют решать следующие задачи:

– познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
– развивать пространственные представления;
– развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации);
– развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;
– развивать познавательные процессы, мыслительные операции;
– воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели;
– развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
– развивать речь;
– успешно овладеть основами математики и информатики.

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
– для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
– для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
– для развития действий классификации и обобщения;
– для развития способности к логическим действиям и операциям.
Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала детям предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же»«Не такой».
 Для детей 2-3 лет.
1. Покажите блок такого же цвета как этот.
2. Найди блок такой же формы.
3. «Угости игрушку». Разложи фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одного цвета, одного размера и т. п. 4. Берём круг. Расположите все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи. 5. Выложите блоки с определенной последовательностью: синий, красный, синий, красный. Или круг, треугольник, круг, треугольник.
Для детей 3-4 лет.
1. Разложи фигуры по их свойствам, собери все красные, или все круглые.
2. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.
3. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры проводим индивидуально.
4. Более сложный вариант: Найди такую же, как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.
5. Можно использовать задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос«Какие фигурки у Мишки?»«Какие фигуры у зайца?» и т. д.
6. В этом же возрасте начинается работа по схемам. Предлагаются самые легкие.
Для детей 4-5 лет.
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств.
1. Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
Знакомятся с понятием «НЕ».
2. Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»). Покажите – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.
3. Усложняется работа по схемам по стрелочкам. Постройте цепочку по схеме.
Игра «Построй дорожку»Цель: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.
Ход игры: перед детьми – таблица, на полу – блоки.
Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе. Правила построения дорожек записаны в таблице (демонстрация таблиц)
2 вариант «Дорожки»
Цель: развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Ход игры: на полу по кругу расставлены три домика для Ниф-Нифа, Наф-Нафа, Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки нужно строить по правилам.
Например, первую дорожку построить так, чтобы не было в ней рядом фигур одинакового цвета. Вторую – чтобы не было фигур одинакового размера и формы. Третья дорожка состоит из блоков, чередующихся по толщине, и всех четырехугольников.
Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через реку, сделать праздничную гирлянду, составить поезд из блоков – вагончиков и др. (В старшем дошкольном возрасте дети могут рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур).

4. Игра по карте«Довези машину до гаража»
В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?
5. Игра «Домик». Лист расчертите на 6 квадратов – это будут комнаты. В 5 комнат положите блоки определенных цветов, а шестую оставьте пустой, Ребенок должен догадаться, какого цвета фигура должна быть в этой комнате.
6. Игра «Что лишнее?» Разложите перед детьми 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Ребёнок должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.
7. Игра «Группы». Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму кругу. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.

Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются.
Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих)Ответ: он не красный, не синий, некруглый, не треугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький. Что можно сказать о красном треугольнике?
«Посадим красивую клумбу»
Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.
Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.
На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Затем дети решают различные игровые задачи, предложенные взрослым: засаживают цветами палисадник. Например, посадить цветы так, чтобы на красной клумбе росли все красные цветы, на синей - все круглые, на желтом - все большие цветы.
Игра «Помоги фигурам выбраться из леса»
Цель. Развитие логического мышления, умения рассуждать.
Материал. Логические фигуры, или блоки, таблицы.
Ход игры: Перед детьми таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.
Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки.

 Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами; перечеркнутые знаки — всем не таким, как они, фигурам. Затем дети разбирают фигуры (блоки) и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.
Для поддержания интереса взрослый ставит перед детьми разнообразные игровые задачи, наделяет фигуры и блоки различными образами. Например, каждая фигура - Дюймовоч-ка (нужно помочь ей выбраться из мышиной норы) или блоки-корабли (надо вывести их из бушующего моря) и т. п.

Рекомендации при использовании развивающих блоков и палочек
-Не бросайте ребенка одного играть с развивающим пособием «Блоки Дьенеша» или «Палочки Кюизенера».
-Чаще хвалите за успехи, поощряйте и стимулируйте интерес к занятиям.
- Не ругайте за неудачи. Если у малыша не получается выполнить какое-то задание, вернитесь к нему позже, покажите сами, как бы это сделали вы.
- Используйте принцип «от простого к сложному». Постепенно делайте задания более трудными и не забывайте возвращаться к уже выполненным упражнениям. Полученный ребенком опыт не должен быть «мертвым грузом».
-Придумывайте задания сами и подключайте к этому ребенка.

- Фантазируйте. Сложите с малышом из блоков сказочного персонажа и придумайте про него историю.



Картинки по запросу схемы совместные к блокам дьенеша и палочкам кюизенера








Картинки по запросу схемы совместные к блокам дьенеша и палочкам кюизенера





Картинки по запросу схемы совместные к блокам дьенеша и палочкам кюизенера

































Комментариев нет:

Отправить комментарий